Уважаемые посетители!
Сайт работает в тестовом режиме, поэтому цены могут отличаться от указанных на сайте
Заказ доступен только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Мы предоставляем тот товар, который ВАМ НУЖЕН, того качества, которое ВАМ НУЖНО

Пн-Пт 8:00-19:00 Сб 8:00-15:00
успешно работаем с 2004 года
Получить прайс-лист
минимальная сумма заказа 3000 р.
0

Закон и право в торговле общепита

Стандарты производства: ГОСТ, ТУ, СТО. В чем разница?

Пищевая продукция в России выпускается по ГОСТу, СТО или ТУ. Производитель вправе самостоятельно определять, по какому документу ему работать. Многих предпринимателей интересует, достаточно ли пользоваться только государственными стандартам и для производства своей продукции? Как подобрать нормативы? Чем отличается существующая документация? Регистрируют ли государственные органы СТО или ТУ? Когда лучше использовать ТУ/СТО? На эти вопросы ответили специалисты.

Всё чаще на рынке стали появляться небольшие частные предприятия, которые занимаются выпуском продовольствия. В таких компаниях часто нет своего технолога или эксперта, который работает со стандартами. Даже, когда прибыль собственников растёт, а обороты производства увеличиваются на десятки миллионов, не все нанимают дополнительные кадры, которые отвечают за контроль качества, занимаются разработкой технического процесса. Хорошо это или нет никто не даст точного ответа, но это факт.

Чтобы понять значение документов, разберёмся в аббревиатурах:

  • ГОСТ Государственные стандарты.
  • ТУ Технические условия.
  • СТО Стандарты организаций.

Потребители уверены что продукция, изготовленная по ГОСТ, не может быть плохой. Она автоматически становится безопасной для здоровья. Якобы изготавливается из натурального сырья. Из-за этого она имеет высокое качество. Но так бывает не всегда. Подобрать действующие нормы государственного образца можно не на весь ассортимент. На рынке постоянно появляются новые позиции либо продукты, у которых обновлены свойства, параметры. Бывает, что они не в состоянии отобразить все технические мощности производителей. Сейчас есть много нормативов, которые давно потеряли свою актуальность. Однако новые документы не были разработаны или ещё не успели вступить в силу.

К ТУ или СТО относятся предвзято. Такое отношение было сформировано тем, что над разработкой конструкторской документации работает производитель. Её утверждением не занимается государство. Предприятие может изменять технологический процесс, сырьё. Оно оставляет за собой право менять требования к условиям хранения, внешнему виду упаковки, сроку годности, прочее. По логике потребителей, эти решения ведут к снижению качества, а также потребительских свойств товаров. Однако, такое мнение не соответствует действительности. В реальности всё намного сложнее.

ГОСТы действуют с момента их разработки утверждения. Они являются основополагающими нормативными актами, которые устанавливают:

  • технические условия требования к процессу изготовления;
  • правила хранения;
  • допустимые способы транспортировки;
  • основные методики для проведения испытаний;
  • подтверждения соответствия большинства продукции.

Сейчас российский рынок ориентирован на тесное сотрудничество с Евразийским экономическим союзом. Расширяется сфера его влияния и стран участников. По этой причине начинают активно изменяться, а также вступать в силу различные технические регламенты. Они обеспечивают единые нормы, которые отвечают за безопасность. Несмотря на это, ГОСТ остаётся основополагающим документом.

Новые ГОСТы продолжают принимать и подстраивать под современные реалии. Устаревшие статьи изменяют исходя из инновационных методов производства, где особое значение имеет технический прогресс, также новые нормы стандартизации. Контроль со стороны государства до сих пор является основополагающим. Он считается важной частью любой производственной деятельности.

Тогда зачем нужны СТОТУ? Значимость этих стандартов потребители недооценивают, ведь даже отраву можно изготавливать в соответствии с ГОСТом. Следует разобрать значение следующих понятий.

В ГОСТе указываются общие стандарты производства для типичных изделий. Они объединены идентичными качествами, признаками, одинаковым назначением, применением.

Утверждать технические условия может предприятие-изготовитель. Действия направлены на расширение принятых ГОСТов. Их могут разрабатывать, когда на производимый продукт нет ГОСТов. К ним добавляют определённые технические требования. Они зависят от особенностей продукции. Здесь также учитываются:

  • общие характеристики;
  • состав;
  • технические возможности;
  • специфика использования;
  • способы транспортировки;
  • условия хранения продукции.

Стандарт организации это норматив, который разрабатывает сам изготовитель. Он устанавливает собственные требования к процессу производства. Отображает особенности продукции, такие как в ТУ.

ТУ и СТО отличаются тем, что первый документ не противоречит общепринятым стандартам, а адаптирует их под определённые условия. Второй же считается отдельным документом, который согласовывают, утверждают, используют только на уровне предприятия.

Какие есть плюсы и минусы у нормативов?

К сожалению, государственные стандарты не могут полностью отобразить все аспекты стремительно развивающегося технического прогресса. Ежедневно появляются новые и улучшенные методы изготовления продовольствия и других товаров. Сейчас активно внедряются инновационные технологии. Предприятия принимают более прогрессивные решения, которые позволяют улучшить качественные характеристики продукции, а также снизить её себестоимость.

Чтобы согласовать и утвердить ГОСТ на продукт, потребуется ни один год. По данной причине многие предприниматели самостоятельно занимаются разработкой нормативов собственного производства, что занимает намного меньше времени. Этот факт является неоспоримым преимуществом ТУ и СТО.

Однако если более тщательно рассмотреть отличия в документации, то именно стандарты организации можно заподозрить в определённых махинациях. Согласно действующему законодательству СТО не нужно регистрировать и даже согласовывать с государственными органами. Здесь государство полностью доверяет производителю, что позволяет недобросовестным изготовителям проделывать определённые манёвры в ущерб качеству продукции, например, заменять дорогое сырье более дешёвым и низкокачественным. Нормативный документ не является публичным. Он предназначен для внутреннего пользования, и может содержать информацию, связанную с коммерческой тайной или ноу-хау предприятия. Поэтому потребители не могут увидеть его в свободном доступе.

ТУ относится к публичному типу документации. Он способен расширить действующий стандарт, однако не идёт вразрез с ним. Если учитывать ГОСТ 2.114-2016 Единая система конструкторской документации. Технические условия, а именно пункт 4.4, то увидим: условия и требования, которые утверждаются в технических условиях, не должны расходиться с общепринятыми стандартами и нормами национального характера. Можно смело сказать, что ТУ является документом, который стандартизируют действующие нормативные акты.

Теперь рассмотрим тему регистрации. Выше было упомянуто, что ТУ и СТО можно не регистрировать и согласовывать в рамках государственных структур. Это подтверждает ГОСТ 2.114-2016, а именно пункт 6. Об этом сказано также в ГОСТе Р 51740-2016 Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению в пункте 6. Его приняли 1 января 2018 года, и он действует до сих пор.

Если вернуться к вопросу, который связан с выбором стандартов, то многие эксперты склоняются больше к техническим условиям. Они также советуют предпринимателям принимать именно их. Данный тип документации понятен, как для изготовителя, так и рядового потребителя. Он не несёт какие-то разногласия с общепринятыми и действующими государственными стандартами, нормами, а также правилами. Позволяет производителям беспрепятственно улучшать качество состава продукции, которую они изготавливают. Здесь сохраняется принцип открытости для всех потребителей. Технические условия действуют в рамках приятых ГОСТов, однако совершенствуют их и адаптируют под современные реалии. Они расширяют пункты государственных стандартов.